Автор
составитель урока: Бакиров Инвер Насибуллович
Предмет:
Черчение
9
класс
Учебник:
" Черчение”5-8 классы.
Автор
учебника: Г.Ф.Хакимов
Страницы
учебника с 171 по174 .
Тема урока: Сечения
Демонстрационный
материал и оборудование:
Раздаточный графический материал для
ознакомления с новой темой.
Цель урока:
- научить школьника, на
уровне умений, выполнять графические построения плавных переходов друг в
другапростейших линий — прямых и
окружностей;
- научить школьника не только
грамотно обращаться с графическими инструментами, но выполнять с их помощью
точные графические построения;
- приучить школьника
эстетически воспринимать результаты своего графического труда;
- воспитать у ученика начала
эстетического восприятия окружающей его предметной среды;
показать
ученику значимость геометрической конструкции предмета с точки зрения его
пользовательских (например, эргономических) качеств.
Ход урока
I.Введение
1.Подготовка к уроку
2.Организационная
часть
3.Сообщение темы, целей урока
II. Изучение нового материала
1. Фронтальная беседа о назначении и примерах использования
сечений
- Рассмотрим первый вопрос плана «Сечения, их назначение,
применение». Я продемонстрирую примеры использования изображений, раскрывающих
внутреннее строение и подробности форм самых
различных объектов в биологии, медицине, дизайне инструмента и др.
Подумайте и приведите аналогичные примеры
применения сечений. (Ответы учащихся.) В черчении мы будем применять сечения
для изображения внутреннего контура
технических деталей.
2. Фронтальное чтение чертежа и вывод о необходимости
сечений, определения сечения
Рассмотрим рисунок с изображениями детали.
Рис.1.Изображение
сечения на чертеже
Чтобы определить
необходимость сечения в чертеже, надо уметь правильно вычерчивать их и
считывать с них информацию о форме изделий, надо знать правила выполнения
сечений. Изучим их, освоив каждое действие в алгоритме получения сечения,
запомнив основные правила и условностивыполнения сечений.
Установим
соответствие между фигурами сечений,
изображениями конструктивных элементов на виде спереди, а также названиями этих
элементов. Заполним таблицу.
Конструктивный элемент
Сечение
№
Название
1
2
3
4
5
6
Запомните!
Сечение образуется рассечением детали плоскостью.
Сечением является фигура, расположенная в секущей плоскости.
Рис.2. Образование сечения
Для того,
чтобы получить изображение сечения (рис.2.) на чертеж выполняют следующие
действия:
1.
Мысленно рассекают деталь плоскостью в том месте, где располагает
конструктивный элемент, поперечнуюформу
которого необходимо отразить на чертеже.
2. Секущую
плоскостьвместе с фигурой сечения
мысленно перемещают в пространстве так, чтобы направление проецирования и
направление взгляда на фигуру сечения совпали,
3.
Проецируют фигуру сечения на соответствующую плоскостьпроекций.
Имеется несколько вариантов
расположения фигуры сечения на чертеже:
1.Фигура сечения накладывается на главный вид. Такое
изображение принято называть наложенным сечением (рис. 3.).
Рис.3.
Наложенное сечение
Имеется
несколько вариантов расположения фигуры сечения на чертеже:
1. Фигура сечения накладывается на
главный вид. Такое изображение принято называть наложенным сечением (рис. 3.).
Рис.4.
Вынесенное сечение
2.Вынесенные
сечения располагаются:
а) в
разрыве вида деталей (рис.4.);
б) на
линии сечения (Рис.5.);
в) в
проекционной связи с одним из изображений чертежа (рис. 5);
г) на
любом свободном поле чертежа (рис.6).
Рис.5.Фигура
сечения на линии сечения
и
в проекционной связи с главным видом
Рис.6.
Фигура сечения свободном поле чертежа
Рис.7.Размеры
разомкнутой линии
Контур
вынесенного сечения изображают сплошными толстыми основными линиями, а контур
наложенного сечения - сплошными тонкими линиями. Контур изображения в месте
расположения наложенного сечения не прерывают.
Запомнumе!
Размеры
конструктивного элемента детали наносят на изображении сечения, для пояснения
формы которoго оно построено.
При чтении
чертежей фигуры сечений рассматривают вместе с другими изображениями тех
частей деталей, к которым они относятся. По этой причине чертеж должен иметь
еще и следующие данные:
1. Место
расположения секущей плоскости. Оно показывается начальным и конечным штрихами
разомкнутой линии, размеры которой приведены на рис. 7.
2. Направление взгляда на фигуру
сечения. Оно указывается стрелками, которые проводятся под прямым углом к
штрихам разомкнутой линии и упираются В них.
Рис.8.
Обозначение сечений
Запомните!
Стрелки, показывающие
направление взгляда, располагаются между контуром изображения и буквенным
обозначением сечения
При выполнении сечений надо знать и
следующие исключения из общих правил.
1. Если секущая плоскость проходит
через ось цилиндрической, конической и сферической поверхностей, то контур
сечения на этом участке не прерывают (сечение Б-Б на рис. 8).
2. Симметричные
наложенные сечения, а также симметричные сечения, расположенные на линии
сечения, не обозначают; разомкнутые линии и стрелки не вычерчивают. Поступают также,
если симметричное сечение расположено в разрыве вида.
III. Закрепление изученного материала
Постройте
фигуру сечения «стакан» (рис.9).
Рис.9.Графическое
условие задачи.
IV. Заключение.
Закрепление изученного материала.
Оценка результатов работы учащихся; разбор допущенных
ошибок и анализ причин.