Автор
составитель урока: Бакиров Инвер Насибуллович.
Предмет:
Технология
6
класс
Учебник:
«Технология обработки металлов»
Автор
учебника: Е.М.Муравьев.
Страницы51 по55.
Тема
урока: УСТРОЙСТВО
ШТАНГЕНЦИPКУЛЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
Демонстрационный
материал и оборудование:
штангенциркуль, образцы изделий для
замера, макет штангенциркуля
Ц
е л ь: научить учащихся производить
замеры с помощью штангенциркуля.
Ход
урока
I.Введение.
1.Подготовка к уроку.
2.Организационный момент.
3. Повторение пройденного материала.
4. Сообщение темы и цели урока.
II. Основная
часть.
Изложение программного материала.
1. Иллюстративный рассказ.
Учитель. Для измерения деталей с
большой плотностью применяются штангенциркули, с помощью которых можно измерять
наружный размер, внутренний размер, глубину отверстия, паза, канавки.
Штангенциркули бывают разных типов и
отличаются пределами измерения, точностью измерения.
Наиболее простыми и широко
распространенными являются штангенциркули ШЦ-1 с пределами измерения от 0 до
125 мм с точностью измерения 0,1 мм.
Учитель объясняет и показываетустройство штангенциркуля.
Рис.1.Штангенциркуль ШЦ-1 сточностью отчета 0,1 мм.
Для измерения десятых долей
миллиметра служит вспомогательная шкала, называемая нониусом, длина которого
равна 19 мм и поделена на десять делений.
Рис.2.Шкала
нониуса
При сомкнутых губках первый штрих
нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно 0,1 мм.
Следовательно, точность измерения
равна 0,1 мм.
Далее учитель совместно с учащимися
(желательно сначала на макете) определяет величину размера.
Рис.3.Примеры
измерения штангенциркулем.
2. Основные правила обращения со
штангенциркулем:
1) перед началом работы протирайте
штангенциркуль чистой тканью;
2) кладите инструмент на нагревательные приборы;
3) измеряйте только чистые детали, не имеющие задиров, заусенцев,
царапин;
4) губки штангенциркуля имеют острые
концы, поэтому при измерении соблюдайте осторожность;
5) не допускайте перекоса губок штангенциркуля,
фиксируйте положение зажимным винтом;
6) при чтении показаний
штангенциркуль держите прямо перед глазами.
III.Практическая работа.
Выполнение
заданий:
1.Сделайте в рабочей тетради эскиз ступенчатого валика,
изображенного на рисунке
Рис.4. Эскиз ступенчатого вала.
2. Изготовьте деталь, предложенную учителем.
3. Измерьте каждый размер и запишите результаты в таблицу.
D
D1
d
h
H
H1
IV.
Заключение.
1.Повторение и закрепление материала.
2.Оценка практической работы учащихся
3.Домашнее задание: Прочитать стр.51-55.
4.Ответить на
вопросы:
1. Почему при измерении деталей недостаточно
применять толькоизмерительную линейку?
2. В чем удобство измерений деталей
штангенциркулем по сравнению с измерительной линейкой?
3. Как устроен штангенциркуль? Почему
деления нанесены не до конца штанги?
4. Как устроена шкала нониуса?
5. В чем секрет точности измерений?
6. Каковы приемы измерения штангенциркулем наружных
размеров?
7. Каковы приемы измерения внутренних размеров?
8. Как выполняются измерения с помощью
глубиномера?
9. Каковы основные правила обращения
со штангенциркулем и ухода за ним?