Форма входа

Категории раздела

Технология [11]
ИЗО [2]
ОБЖ [1]
Черчение [2]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск





Пятница, 26.04.2024, 01:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Всё для современного учителя
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Технология

Изготовление сувенира
[ Скачать с сервера (4.40 Mb) ] 06.06.2010, 22:48
План-конспект урока. 5класс
 Раздел. Обработка древесины
Тема урока «Изготовление сувенира».
Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: 
- проблемно-поисковый, 
- фронтальная, индивидуальная работа.
Цели урока
Образовательные: получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме "Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону. 

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Оборудование:
Для теории: проектор, компьютер, презентация в Power Point "Обработка древесины».

Для практической работы: линейка, карандаш, рашпиль, ножовка, коловорот, гвозди, сверло, наждачная бумага, технологические карты, заготовки древесины

Задачи урока: 
 - продолжить формирование основных технологических понятий;
 - выделить свойства и средства обработки древесины. 

Предполагаемый результат: 

Учащиеся должны знать: 
1. Разметку, проведение линий.
2. Разметку центров отверстий. 
3. Пиление древесины.
4. Опиливание древесины.
5. Нахождение центра отверстий на торце заготовок. 
6. Сверление отверстий.
7. Зачистка поверхностей деталей. Снятие заусенцев.
  8. Работа с пластилином. 
Место урока в учебном плане. Тема "Изготовление сувенира” рассматриваются в разделе "Технология обработки древесины”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубокое понимание структуры материала. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.

План урока.
I. Организационный момент. 
II. Повторение ранее изученного материала.
III. Изучение нового материала: учащиеся должны научиться анализировать и оценивать различные конструкции, выбирать и обосновывать использование способа членения данного изделия и т.д.
IV. Выполнение практического задания: изготовление сувенира с использованием технологической карты и презентации к уроку.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей задачей урока.

II. Повторение ранее изученного материала.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы: 
 1. Что называется древесиной; 
 2. На какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры; 
  3. Как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры; 
  4. Что такое текстура дерева; 
  5. Какие пороки бывают у древесины; 
  6. Разметочный инструмент, инструмент для пиления, опиливания, сверления древесины.

Тема "Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить породы древесины и способы их обработки. Тема "Строгание”, "Пиление”, "Разметка”, "Сверление”, "Зачистка» знакомят с этапами изменения формы, размеров, и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов.

III. Изучение нового материала. 

Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации "Обработка древесины. Изготовление сувенира”.
Вступление.
И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, и вы сможете самостоятельно сделать различные полезные предметы, изделия, сувениры.
Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое.
Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими. Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера. 
Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук, работавших с ним. 
Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала.
(Физкультминутка)
Процесс изготовления изделия. Технологическая карта. 
Подготовка рабочего места

1…Изготовление изделия начинается с выбора заготовки, т. е материала (брусок, планка).
Туловище можно изготовить из обычной мягкой породы: сосна, липа.
Ноги желательно сделать из более твёрдых пород; из берёзы, так как носки ног легко отламываются при опиливании.
Руки в зависимости от данного изделия; для штангиста, гимнаста применяют твёрдые породы древесины, а для остальных можно применить и мягкие породы. 
Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, рашпиль, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, карандаш, линейка). При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют тисы.

[Слайд 2]

2. Разметка.
На детали выбирают базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку. Указываем границы, до которых надо обрабатывать заготовку.

[Слайд 3]

3. Пиление.
Надёжно закрепляем заготовки в тисках.
Перед пилением особое внимание надо уделить креплению заготовки. 
Учитель демонстрирует приемы крепления заготовки.
Запомните основные правила при пилении:
 - ставят брусок по черте;
 - делают надрез по черте;
 - убирают брусок и отпиливают деталь;
- в конце пиления нажим на пилу ослабляют
Принято и регламентировано положение рук при пиление, которое обеспечивает безопасное выполнение данной технологической операции.
Учитель показывает приёмы пиления.
   
[Слайд 4]

4. Опиливание.
Надёжно закрепляем заготовки в тисках.
Плавными движениями рук, рашпилем снимаем лишние участки древесины.
Округляем голову. 
Особо нужно быть внимательным при обработке ноги.  

[Слайд 5]
5. Зачистка и снятие заусенцев.
Для зачистки деталей и снятия заусенцев используем наждачную бумагу.
Одинаковые детали (ноги, руки) доводим до одинакового размера.

[Слайд 6]

6. Разметка центра и сверление отверстия.
Для того что наши хрупкие детали (руки, ноги) при соединении на гвоздях на потрескались, предварительно нужно сделать отверстие диаметра гвоздя.
  Размечаем центр отверстия, где будут крепиться наши детали. (Карандашом).
Надёжно закрепляем в тисках. Затем ставим сверло перпендикулярно к поверхности заготовки. Ладонью левой руки нужно нажать на упор. Теперь вращаем рукоятку по часовой стрелке, в конце сверления ослабеваем во избежание откалывания древесины
Чтобы не искать сверло нужного диаметра, можно использовать гвоздь, предварительно отпилив головку. Такое сверло подойдёт для нашего случая. Эта гвоздь служит для крепления головы изделия. 
  Учитель демонстрирует приёмы сверления отверстия.

[Слайд 7]

7. Соединение деталей на гвоздях.
В зависимости от назначения гвозди различаются диаметром, длиной, формой головки.
 Основные правила:
- тонкую деталь прибивают к толстой;
- толщина гвоздя не должна превышать ¼ толщины детали;
- длина соответствовать 2-3 толщины детали.
  Учитель демонстрирует приёмы забивания гвоздя.

[Слайд 8]

8. Покрытие изделия пластилином.
Самая приятная и увлекательная работа учащихся. Учащиеся закрепляют ранее полученные знания при работе с пластилином (в начальных классах) на практике.
Придание изделие конечного результата.

[Слайд 9-12]

(физкультминутка)

IV. Выполнение практического задания.

Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж (см. инструкции №10.21, №10.73.) и проверяет ход их творческой работы. 
Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности. 

В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.  
Закрепление знаний.
Ученики повторяют последовательность выполнения работы.
Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить изделие

V. Итог урока.
Учитель оценивает качество выполненной практической работы, указывает на характерные ошибки, допущенные учащимися. 
Выставление оценок. 
VI. Домашнее задание.
Повторить: Основные технологические процессы и инструменты для обработки древесины.
1. Основные свойства древесины?
2. Какие вы знаете по твёрдости древесины?
3. Перечислить пороки?

Категория: Технология | Добавил: Инвер
Просмотров: 7325 | Загрузок: 858 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024