Тема урока: Назначение и боевые
свойства автомата Калашникова
Урок изучения нового материала.
Девиз « Скажи мне, и я забуду .
Покажи мне, и я запомню.
Дай сделать мне, и я пойму»
Сократ.
Цель:
Рассмотреть назначение и
боевые свойства АК;
Выполнить практические
действия неполной разборки, сборки автомата;
Сформировать мотивацию к
самостоятельному поиску необходимой информации;
Повторить законы движения
тел в поле силы тяжести и применить их к решению задач военного
содержания;
Повторить учебный материал
по физике, лежащий в основе современной военной техники.
Повысить познавательную
активность учащихся при изучении предмета ОБЖ и физики.
Воспитывать чувство
патриотизма у учащихся.
Оборудование : компьютер, проектор, телефонная сеть, макет
автомата Калашникова. Дидактический материал: презентация АК, плакаты, карточки
(на каждого ученика), калькулятор, учебники ОБЖ для 10 класса, учебник физики
10 класса, мультимедийный диск «Физика, 7-11 класс. Библиотека наглядных
пособий» лист рабочей тетради.
Ход урока
I .Введение.
1. Подготовка к уроку.
2.Организационная часть
• До начала урока подготовить доску записать дату, тему урока
(назначение и боевые свойства АК), девиз урока, расположение парт «П»
дидактический материал, мультимедийное оборудование.
• До начала урока дежурный получает задание – раздать дидактический
материал (карточки – боевые свойства АК, карточки с задачами по физике с
выбором ответов).
3. Актуализация темы урока и мотивация учащихся.
Ребята, тема нашего урока называется «Назначение и боевые свойства автомата
Калашникова». На уроке вы узнаете о назначении и боевых свойствах АК и его
легендарном конструкторе, юноши выполнят практические действия неполной
разборки, сборки автомата. Девушки на практической части применят свои знания
законов физики: сохранения энергии, сохранения импульса, законов кинематики к
решению задач по военной тематике.
III. Основная часть.
Изучение новой темы.
Тема: Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
На экране высвечивается слайд № 1.
Рис.1. Автомат Калашникова.(АКМ)
1. 7,62-мм модернизированный автомат Калашникова
являетсяиндивидуальныморужием и предназначен для уничтожения живой
силы противника.Для поражения противника в рукопашном бою к автомату
присоединяется штык-нож.
2. Для стрельбы из автомата применяются патроны образца 1943 г. с
Вес автомата без штыка-ножа со снаряженным магазиномизлегкого
сплава: АКМ-3,6 кг; АКМС-3,8 кг. Вес штыка-ножа с ножнами 450 г.
Преподаватель ОБЖ : В первую очередь мы должны рассмотреть
биографию легендарного конструктора Михаила Калашникова. Рассказать.
Автомат прост по устройству и имеет высокие боевые качества. На основании этого
автомат находится на вооружении многих стран мира.
На экране - слайд № 2.
Краткие
биографические данные о советском конструкторе М.Т.Калашникове.
КАЛАШНИКОВ
Михаил Тимофеевич
(родился 11 ноября 1919 г.)
вошел в историю стрелкового
оружия не только как создатель лучшего в мире автомата, но и как конструктор,
который впервые в мире разработал и широко внедрил в войска целый ряд
унифицированных образцов автоматического стрелкового вооружения, идентичных по
схеме автоматики, устройству и принципу работы.
В 1950-1970 гг. на базе АК на вооружение
Советской Армии был принят целый ряд унифицированных образцов стрелкового
автоматического оружия, разработанный М.Т. Калашниковым: АКМ, АКМС, АК74,
АКС74, АК74У, РПК,РПКС, РПК74, РПКС74,
ПК, ПКС, ПКМ, ПКСМ, ПКТ, ПКМТ, ПКБ, ПКМБ.
Автоматическое оружие системы М.Т. Калашникова
широко распространено в мире. Автоматов системы М.Т. Калашникова различных
модификаций, по имеющимся в литературе сведениям,к середине 1990 г. всего было изготовлено
около 70 миллионов штук.
На экране - слайд №3.
Автомат состоит и следующих частей и механизмов.
Преподаватель ОБЖ : Уч-ся предлагается открыть учебник на
странице (148), учитель на плакате рассказывает и показывает основные части
и механизмы автомата. Преподаватель просит выписать в рабочую тетрадь части под
цифрами, 1 -ствол со ствольной коробкой, с
прицельным приспособлением и прикладом, 2 -крышка
ствольной коробки, 3 -затворная рама, 4
-затвор, 5 - возвратный механизм, 6 -газовая
трубка со ствольной накладкой, 7 -ударно-спусковой
механизм, 8 -цевья, 9 -магазин,
10 -пенал с принадлежностями, дополнительно
– шомпол, переводчик. Подчеркнуть все кроме 1 и 8.
Основные части и механизмы автомата:
1 -ствол со ствольной коробкой, с прицельным приспособлением
и прикладом, 2 -крышка ствольной коробки, 3 -затворная
рама, 4 -затвор, 5 -возратный механизм, 6
-газовая трубка со ствольной накладкой, 7 -ударно-спусквой
механизм, 8 -цевья, 9 -магазин, 10 -пенал
с принадлежностями
Основные части и механизмы автомата:
1 -ствол со ствольной коробкой, с прицельным приспособлением
и прикладом, 2 -крышка ствольной коробки, 3 -затворная
рама, 4 -затвор, 5 -возратный механизм, 6
-газовая трубка со ствольной накладкой, 7 -ударно-спусквой
механизм, 8 -цевья, 9 -магазин, 10 -пенал
с принадлежностями
На экране высвечивается слайд № 4:
Боевые свойства автомата Калашникова.
Преподаватель ОБЖ: теперь рассмотрим карточку, где
представлены боевые свойства автомата Калашникова. Учитель на экране раскрывает
основные характеристики автомата. И заостряет внимание на расхождение данных в
таблице учебника и карточке. Связанно с модернизацией автомата в разные годы.
Данные, приведенные, в карточке и презентации основаны на модернизации автомата
1974г, а данные, указанные в учебнике 1963г. Расхождение в калибре, начальной
скорости пули автомата.
На экране высвечивается слайд № 5
Калибр:
5.45mm
7.62
Патрон:
model 1974, 5.45x39
model 1963
Емкость магазина:
30 патронов
Вес:
3,5 kg
(с полным магазином)
3.6
Длина (без штыка):
933 mm
Длина со сложенным прикладом:
700 mm
Прицельная дальность:
1000 m
Начальная скорость:
920 m/s
715
Начальная энергия:
1316J
Страна производитель:
Россия
Дальность прямого выстрела
350 м
.
Боевая скорострельность
при стрельбе очередями
при стрельбе одиночным выстрелом
До 100 выстрелов в минуту.
До 40 выстрелов в минуту.
Темп стрельбы
600, выстр./мин.
(звуковой):
Разборка и сборка АК
На экране высвечивается слайд № 6
Разборка автомата может быть. Учитель объясняет, когда проводится полная и
неполная разборка автомата. Полная разборка автомата производится для
чистки при сильном загрязнении автомата, во всех остальных случаях производятся
неполная разборка.
Преподаватель ОБЖ: Разборку и сборку автомата производят на
столе или чистой подстилке; части и механизмы укладывают в порядке разборки.
Порядок неполной разборки автомата. Определяются ключевые фразы и записывают
в рабочую тетрадь. Преподаватель ОБЖ: начинает детальный показ неполной разборки АК,
проговаривая каждое действие: Отделить магазин, перевести переводчик вниз,
осмотреть патронник , спустить курок боевого взвода в положении автомата 45-60°
от поверхности стола, вынуть пенал с принадлежностью, отделить шомпол, отделить
крышку ствольной коробки, отделить возвратный механизм, отделить затворную раму
с затвором, отделить затвор от затворной рамы, отделить газовую трубку со
ствольной накладкой.
Порядок сборки автомата после неполной разборки. Преподаватель ОБЖ: начинает детальный показ сборки автомата после
неполной разборки, проговаривая каждое действие. Присоединить газовую
трубку со ствольной накладкой, присоединить затвор к затворной раме,
присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке, присоединить
возвратный механизм, присоединить крышку ствольной коробки, спустить курок с
боевого взвода и поставить на предохранитель, присоединить шомпол, вложить
пенал в гнездо приклада, присоединить магазин к автомату.
Работа в группах.
Учащимся предлагается выполнить практическое задание, для этого они делятся
на две группы:
юноши – выполняют
практическое задание по разборки, сборки АК; На экране высвечивается слайд
( норматив разборки, сборки ). Выполнив практическую часть, учащийся
отвечает на тест 13 слайд, отметка выставляется автоматически;
девушки распределяются на 2
группы и решают задачи, отвечают на вопросы, проводят опыты, связанные с
боевыми свойствами АК (интеграция с физикой). Две ученицы выполнят
практическую работу за компьютером в программе Физика, 7-11 класс. Библиотека
наглядных пособий.
• и отдельное задание получает два ученика, войдя в сеть интернет,
один из них находит полную биографию М. Калашникова, другой историю
модернизации АК ( http://axe.inion.ru/prod.htm
) - Оружейка. Собрание оружейных ссылок.
Время (10 мин)
Выполнить практическую работу по 1 человеку от группы за компьютером
1 Ответы на вопросы (правильный ответ 1 балл). Максимальное
количество баллов – 6.
«При изучении наук задачи полезнее правил» И Ньютон
2. Решение задач по карточкам . (Приложение № 1)
Максимальное количество баллов – 6.
Проверка и защита практической части: на доске коды правильных ответов.
III. Заключение
Проверка и защита практической части:
на доске коды правильных ответов.
Учащиеся оценивают результаты
своей работы в группе
Итог урока, домашнее задание.
Преподаватель на этом
уроки вы
узнали о назначении и
боевых свойствах автомата Калашникова;
ознакомились с его
основными частями и механизмами;
научились разбирать и
собирать АК;
узнали о том, что разборка
АК бывает неполная и полная;
усвоили порядок действий,
связанных с разборкой, сборкой АК.
повторили законы физики и
убедились в необходимости их знания для расчета траекторий полета пули для
попадания в цель.
Домашнее заданиеОгневая подготовка; прочесть записи рабочей тетради; подготовить доклад
из материала, добытого самостоятельно, получив информацию из дополнительного
источника: «Биография М.Т. Калашникова», «Кузнецова» готовит презентацию в
PowerPoint по теме «Модернизация автомата Калашникова».