Уроки ИЗО. 6 Класс - ИЗО - Каталог файлов - Всё для современного учителя

Форма входа

Категории раздела

Технология [11]
ИЗО [2]
ОБЖ [1]
Черчение [2]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск





Воскресенье, 04.12.2016, 06:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Всё для современного учителя
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » ИЗО

Уроки ИЗО. 6 Класс
[ Скачать с сервера (317.0Kb) ] 13.11.2009, 13:56

 

Автор составитель урока: Бакиров Инвер Насибуллович

Предмет.    ИЗО

6 класс

Учебник.  "Основы рисунка” 5-8 классы.

Автор учебника. М.Н.Сокольникова.

Страницы с  31 по 36 .

Тема урока: Конструкция головы человека и её пропорции.

 

Демонстрационный материал и оборудование :  репродукции картин с изображением порт­ретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда», методические таблицы «Пропорции чело­веческой фигуры», «Пропорции лица».

 

Ц е л и: познакомить учащихся с закономерностями в конст­рукции головы человека, пропорциями лица человека; дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову челове­ка с различно соотнесенными деталями лица; развивать наблюда­тельность; воспитывать эстетический вкус; формировать умение на­ходить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окру­жающему миру и интерес к процессу обучения.

 

Ход урока

 

I.Введение.

 

1. Про в е р к а готовности учащихся к уроку.

2.Организационный момент.

3.Приветствие.

4.Проверка выполнения домашнего задания.

5.  Сообщение темы и цели урока.

 

У ч и т е ль. Послушайте стихотворение. Подберите к нему за­головок. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле?

               Говорят: талант от Бога

                Этим дан, а этим нет ...  

                 Всем зато дана дорога ­

                   Кто какой оставит след?

                                                 С. Викулов.

 

У ч и т е ль. Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, пере­дать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В рабо­те над изображением человеческой фигуры верный помощницей художника является анатомия. Эту истину художники осознали давно. Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно участвуя в хирургических операциях.

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пла­стической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела - скелет, мышечный и кожный покров.

Чем больше человек стремился познать мир и самого себя, тем более он стремился внести и в искусство контроль разума, рацио­нальное начало. Рационализм в искусстве был связан с желанием художника как-то управлять стихией эмоций, направлять их дейст­вие в необходимое русло. На определенном этапе развития, в эпоху итальянского Возрождения, он совпал с попыткой опереться в изо­бразительном искусстве на строго научные оптические начала. Ху­дожник начинает последовательно, как исследователь, изучать пер­спективу и анатомию.

Многие мастера ренессансной Италии строили свои картины чрезвычайно рационально. Они строго определяли перспективное сокращение предметов на первом плане и в глубине картины, стро­го соблюдали верность анатомическим пропорциям, фигуры вы­ступали как бы своего рода объемным рельефом (вспомним хотя бы работы Пьеро делла  Франческо), подобно тому как выступала на фоне здания колонна.

В разные времена художники по-разному изображали фигуры людей. Наши прадеды, например, думали, что время существует в изобразительном искусстве постольку, поскольку оно пытается изобразить движение. И художники 1910-х с восторгом истинных романтиков рисовали последовательные фазы движения велосипе­диста. Фигура рисовалась в причудливости последовательных фаз движения. Сразу в фас, профиль, три четверти одновременно. В результате она на листе или плоскости холста воспринималась как трехмерная скульптурная постройка. Художники декларировали, увлеченно проецируя в искусство тезисы физики, введение нового измерения времени. Но не поддается сомнению, что доминирую­щим началом в изображении человека является знание пластической анатомии. В этом показателен опыт великого создателя «Портрета Моны Лизы (Джоконды)>> (около 1503 года). От Лео­нардо да Винчи нередко ведут нити к экспериментам современной живописи. Он сделал огромное количество всякого рода подгото­вительных и «учебных» рисунков, которые вошли даже в учебники анатомии и истории медицины. Изучение перспективы, геометрии, своего рода незаметная математизация искусства были одной из основ искомой им гармонии в искусстве. Через соразмерность всех частей про изведения художник намеревался показать гармонию внутреннего мира человека. Для него важно было абсолютно все - от общей конструкции композиции человече­ской фигуры до каждого жеста или положения какой-либо ее части.

Посмотрите один из рисунков Ле­онардо да Винчи, которых он мог де­лать великое множество, ища самое, на его взгляд, выразительное, индиви­дуальное, что выделяло бы изобра­жаемого среди остальных.

Сегодня на уроке мы будем изу­чать конструкцию головы человека и ее пропорции по таблицам, фотографиям.

Основным методом нашего изуче­ния нового материала будет метод зарисовок.

 

 

 

 

II. Основная часть.

 

 Изучение нового материала.

1.Пропорции лица человека.

у ч и т е ль: Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.

Многие поколения художников изучали пропорции человече­ского тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Пропорции человеческого тела таковы: го­лова по высоте составляет l/7 - 1/8 части всей высоты человека.

При рисовании для установления на глаз правильных пропор­ций человеческой фигуры принято какую-нибудь ее часть прини­мать за единицу измерения - модуль, который укладывается в вы­соте всей фигуры и ее отдельных частей определенное число раз.

Так, Микеланджело принимал за такой модуль высоту головы, ко­торая во всей фигуре укладывалась 8 1/4. раза.

А вот профессор Петербург­ской академии художеств А. Са­пожников (XIX век) предложил более подробное пропорциональ­ное членение человеческой фигу­ры с помощью более мелкого мо­дуля. За единицу отсчета от при­нял высоту стопы или шеи, которые, по его выводам, уклады­ваются в высоте идеальной фигу­ры точно 30 раз. При этом голова по высоте занимает 4 такие еди­ницы и, следовательно, укладыва­ется в высоте всей фигуры 7,5 раза.

Рассмотрите на плакате эти пропорции человеческой фигуры.


Рис.1.Пропорции головы человека.

 

Все эти общие, ориентиро­вочные данные «идеально» чело­веческой фигуры нужны худож­нику для того, чтобы сравнивая с ними пропорции конкретной че­ловеческой фигуры, всегда легко и точно находить ее индивидуальные особенности.

Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека.

Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорци­ям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с «осредненной» схемой пропорций человеческого лица. Оказывается, что горизон­тальная линия - ось глаз - проходит точно на половине общей вы­соты головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столь­ко же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это пред­ставляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разра­ботана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.

Установив, что линия глаз проходит точно по середине головы, рассмотрим размещение остальных деталей лица. Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется, что темя займет l/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точки подбородка - по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина – l/7 высота головы - оказывается моду­лем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Рас­стояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних то­чек висков - все равно единице.

Все приведенные измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и в жизни у каждого человека окажутся свои индиви­дуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении кон­кретных особенностей каждой индивидуальной головы.

2. И н д и в и Д у а л ь н ы е о с о б е н н о с т и деталей лица.

у ч и т е ль. Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на (три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпук­лые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие ...

От того какой тип носа у человека, зависит освещение его по­верхностей. Так поверхности, обращенные к источнику света, ос­вещаются сильнее, поэтому, например, горбатый нос при верхнем освещении будет отражать больше света своей верхней частью, вогнутый (курносый) нос сильнее освещен в нижней части.

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необхо­димо уловить и стремиться передавать их характерную особен­ность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особенно нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.


Рис.2.Пропорции человека.

Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречают­ся глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они мо­гут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их распо­лагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы зна­чительно ниже наружных и т. п.

Посмотрите, рис.3. как с помощью самых простых средств, всего лишь опуская или приподнимая уголки губ, брови или веки, можно передать печаль, радость, боль, смех, презрение, вни­мание и т. д. 

 

 


Рис.3. Схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях (по М. Дювалю): 1 - спокойствие, 2 - печаль, 3 - радость, 4 - боль, 5 - смех, 6 - плач, 7 - презрение,

8 - внимание, 9 - размышление.

 Актуализация знаний.

у ч и т е ль. Рисунок головы требует более глубоких знаний и

большого опыта.

Рисование человека необходимо начинать с построения обобщенной но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, затем деталей, но не срисовывая их в упор по отдельности, а сопоставляя их друг с другом и со всей головой как в натуре, так и на рисунке. То есть в начале работы вы должны наметить на листе общую форму головы, показывая ее основные части. В середине работы выясняются ее мелкие формы. В конце работы необходимо возвратиться к обоб­щению, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему

подчиняется второстепенное.

Физкультминутка .

1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно перево­дить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.

2. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно,

разведение стоп в стороны.

3. Исходное положение - стоя. «3амочек» - вести одну руку за

голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение .рук.

Практическая работа.

3 а д а н и е . Выполните рисунок головы с различно соотнесенны­ми деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).

Во время практической работы учитель делает Ц е л е в ы е о б х о д ы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; З) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

 

III. Заключение.

 

1. В ы с т а в к а работ учащихся.

2. 3 а к л ю ч и те л ь н о е с л о в о .

у ч и т е ль. По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивиду­альные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изо­бражать человека, добиваться сходства в портретах.

Домашняя работа: собрать информацию по теме; подготовить сообщение о мимике; выполнить аппликацию по изображению го­ловы с различно соотнесенными деталями лица (по желанию, зада­ние повышенного уровня).

Уборка рабочих мест.

Итог урока.

 

Медиаматериалы:

 

Музыкальный ряд: русские народные песни.

http://web-lib.info/2009/08/19/dj-a-one-feat.-dj-elec-play-join-in-movement.html

 

Литературный ряд:  фрагменты былин, русских сказок; отрыв­ки из поэм Н. Некрасова.

http://www.web-lib.info/2008/09/27/na_nekrasov_pojemy.html

 

Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах, на слай­дах, в видеофильмах; работы художников И. Билибина, И. Аргу­нова, А. Венецианова, М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова, Ф. Малявина. Сцены крестьянского труда в произведениях:

А. Венецианов. На пашне. Весна; Б. Кустодиев. Сенокос; А. Пл а с т о в. Сенокос. Картины А. Сороки, В. Тропинина, З. Се­ребряковой и др. на тему труда.

http://biography.sgu.ru/index.php

 

И. Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме

И. Аргунов . Портрет Н.П. Шереметьева.

Ф.Малявина. Портрет русской женщины в шали

В.Васнецов. Портрет крестьянина И. Петрова.

В.Васнецов. Портрет сына Володи

А. Пластов. Сенокос.

А. Пластов. Жатва.

А. Пластов. Лето

А. Пластов. Ужин тракториста

 

 

Категория: ИЗО | Добавил: Инвер
Просмотров: 15454 | Загрузок: 810 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016